вторник, 1 января 2013 г.

ЛЕГКИЙ ТАНК

                                                         

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-I
"Panzerkampfwagen" I (Sd.Kfz.101)
легкий танк Pz.I

танк Германии Pz.IТанк был разработан фирмой "Крупп" в 1933 г. и после испытаний был принят на вооружение вермахта в июле 1934 г. Танк был выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка располагалась сзади, в средней части со смещением вправо от продольной оси танка была установлена башня с вооружением, а слева находилось место механика-водителя. Силовая передача и ведущие колеса располагались спереди. В качестве двигателя использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения. Вооружение состояло их двух спаренных 7,92-мм пулеметов, установленных в общей маске. Наведение пулеметов на цель осуществлялось совместно, спуск - раздельно. В 1935 г. танк был модернизирован. В ходе модернизации была изменена ходовая часть и установлен более мощный шестицилиндровый двигатель. Это позволило несколько повысить скорость движения танка. Модернизированный танк получил обозначение Т-I/В в отличие от первоначальной модификации, получившей обозначение Т-I/А. Опыт использования танков Т-I обоих модификаций в ходе гражданской войны в Испании показал, что бронирование и вооружение этих машин слишком слабое. Поэтому в 1938 г. производство танка Т-I/В прекратили, но его шасси выпускалось до 1941 г. и использовалось для создания самоходных артиллерийских установок и командирских машин.
Легкий танк Pz I в танковом музее в Германии
 

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-II

"Panzerkampfwagen" II - Pz.Kpfw II - Sd.Kfz.121
Pz.Kpfw II - легкий танкТанк был разработан фирмой "МАN" в сотрудничестве с фирмой "Даймлер-бенц". Серийное производство танка было начато в 1937 году и завершилось в 1942 году. Танк выпускался в пяти модификациях (А-F), отличающихся друг от друга ходовой частью, вооружением и бронированием, однако общая компоновочная схема оставалась неизменной: силовая установка расположена сзади, боевое отделение и отделение управления - посередине, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. Вооружение большинства модификаций состояло из 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета, установленных в одноместной башне.
Для управления огнем из этого оружия использовался телескопический прицел. Корпус танка сваривался из катанных броневых листов, располагавшихся без рационального их наклона. Опыт использования танка в боях начального периода второй мировой войны показал, что его вооружение и бронирование недостаточны. Производство танка было прекращено после выпуска более 1800 танков всех модификаций. Часть танков была переделана в огнеметные с установкой на каждом танке двух огнеметов с дальностью огнеметания 50 метров. На базе танка были созданы также самоходно-артиллерийские установки, артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов.
Танки Pz.Kpfw II
 

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ ТАНК Т-II «ЛУКС»

PzKpfw II Ausf L Luchs (Sd.Kfz.123)
бронетехника вермахтаРазработка танка была начата фирмой "МАН" в 1939 году для замены танка Т-II. В сентябре 1943 года новый танк был запущен в серийное производство. Конструктивно он являлся продолжением развития танков Т-II. В отличие от прежних образцов на данной машине в ходовой части было принято шахматное расположение опорных катков, ликвидированы поддерживающие катки и использованы высоко расположенные надкрылки. Танк выполнялся по обычной для немецких танков компоновочной схеме: силовое отделение - сзади, боевое - посередине, а отделение управления, трансмиссия и ведущие колеса - впереди.
Корпус танка выполнен без рационального наклона броневых листов. 20-мм автоматическая пушка с длиной ствола 55 калибров установлена в башне многогранной формы с помощью цилиндрической маски. На базе этого танка выпускался также самоходный огнемет (специальная машина 122). Танк "Лукс" был удачной быстроходной разведывательной машиной с хорошей проходимостью вне дорог, но из-за слабого вооружения и бронирования обладал ограниченными боевыми возможностями. Танк выпускался с сентября 1943 г. по январь 1944 г. Всего было выпущено 100 танков, которые использовались в танковых разведывательных подразделениях танковых и моторизованных дивизий.

В июле 1934 года "Waffеnamt" (управление вооружений) выдало заказ на разработку вооруженной 20-мм автоматической пушкой бронированной машины массой 10 тонн. В начале 1935 года ряд фирм, включая "Крупп AG", "MAN" (только шасси), "Хеншель и сын" (только шасси) и "Даймлер-Бенц", представили прототипы "Landwirtschaftlicher Schlepper" 100 (LaS 100) - сельскохозяйственного трактора. Прототипы сельхозмашины предназначались для войсковых испытаний. Трактор этот известен также под наименованиями 2 cm MG "Panzerwagen" и (VK 6222) (Versuchkraftfahrzeug 622). Трактор, он же легкий танк "Panzerkampfwagen" призван был дополнить танк "Panzerkampfwagen" I в качестве более сильно вооруженной машины, способной вести огонь бронебойными и зажигательными снарядами.
Первым представили прототип фирма "Крупп". Машина представляла собой увеличенный вариант танка LKA I (прототип танка "Panzerkampfwagen" I фирмы "Крупп") с усиленным вооружением. Крупповская машина не устроила заказчика. Выбор был сделан в пользу шасси, разработанного фирмой "MAN" и корпуса фирмы "Даймлер-Бенц".
В октябре 1935 первый прототип, изготовленный не из броневой, а из конструкционной стали прошел испытания. "Waffenamt" заказало десять танков LaS 100. С конца 1935 года по май 1936 года фирма "MAN" выполнила заказ, поставив десять требуемых машин.
танки германии
Прототип танка LaS 100 фирмы "Крупп" - LKA 2
Позже они получили обозначение Ausf.al. Танк "Panzerkampfwagen" II (Sd.Kfz.121) был больше, чем "Panzerkampfwagen" I, но все равно оставался легкой машиной, предназначенной скорее для обучения танкистов, чем для ведения боевых действий. Он рассматривался как промежуточный тип в ожидании поступления на вооружение танков "Panzerkampfwagen" III и "Panzerkampfwagen" IV. Так же как и "Panzerkampfwagen" I, танк "Panzerkampfwagen" II не отличался высокой боевой эффективностью, хотя и был основным танком панцерваффе в 1940-1941 г.г.
Слабая с точки зрения военных машина, однако, представляла собой важный шаг на пути создания более мощных танков. В хороших руках хороший легкий танк являлся эффективной разведывательной машиной. Как и другие танки, шасси танка "Panzerkampfwagen" II послужило базой для многочисленных конверсий, включая истребитель танков "Мардер" II, самоходной гаубицы "Веспе", огнеметного танка "Fiammpanzer II Flamingo" (Pz.Kpf.II(F)), амфибийного танка и самоходно-артиллерийской установки "Sturmpanzer" II "Bison".
Танк
Описание.
Бронирование танка "Panzerkampfwagen" II счиатлось очень слабым, она не защищала даже от осколков и пуль. Вооружение, пушка калибра 20-мм, считалось на момент принятия машины на вооружения вооружение адекватной, однако быстро устарела. Снаряды этого орудия могли поражать только обычные, не бронированные цели. После падения Франции изучался вопрос вооружения танков "Panzerkampfwagen" II французскими орудиями 37 mm SA38, но дальше испытаний дело не пошло. Танки "Panzerkampfwagen" Ausf.A/I - Ausf.F вооружались автоматическими пушками KwK30 L/55, разработанными на базе зенитного орудия FlaK30. Скорострельность пушки KwK30 L/55 составляла 280 выстрелов в минуту. С пушкой был спарен пулемет "Рейнметалл-Борзинг" MG-34 калибра 7,92 мм. Пушка устанавливалась в маске слева, пулемет - справа.
Орудие снабжалось различными вариантами оптического прицела TZF4. На ранних модификациях в крыше башни имелся командирский люк, которые на более поздних вариантах сменила башенка. Сама башня смешена влево относительно продольной оси корпуса. В боевом отделении размешалось 180 снарядов в обоймах по 10 штук в каждой и 2250 патронов к пулемету (17 лент в коробках). Некоторые танки оснащались дымовыми гранатометами. Экипаж танка "Panzerkampfwagen" II состоял из трех человек: командира/стрелка, заряжающего/радиста и механика-водителя. Командир размещался в башне сидя, заряжающий стоял на полу боевою отделения. Связь между командиром и механиком-водителем осуществлялась посредством переговорной трубы. В состав радиооборудования входили УКВ приемник FuG5 и 10-ваттный передатчик.
Наличие радиостанции давало немецким танкистом тактическое преимущество перед противником. Первые "двойки" имели скругленную лобовую часть корпуса,у более поздних машин верхний и нижний бронелисты образовывали угол 70 градусов.Емкость бензобака первых танков была 200 литров, начиная с модификации Ausf.F стали устанавливать баки емкостью 170 литров. Танки, направлявшиеся в Северную Африку оснащались фильтрами и вентиляторами к их обозначению добавлялась абравеатура "Tr"(тропический). В ходе эксплуатации многие "двойки" дорабатывались, a частности на них устанавливалась дополнительная бронезащита.
Танк
Последней модификацией танка "Panzerkamprwagen" II стал "Лукс" -"Panzerkampfwagen" II Auf.L(VK 1303, Sd.Kfz.123). Данный легкий paзведывательный танк выпускался заводами фирм "MAN" и "Хеншeль" (в небольшом количестве) с сентября 1943 года по январь 1944 год. Планировалось изготовить 800 машин, но построили всего 104 (приводятся также данные о 153 построенных танках), номера шасси 200101 -200200. За разработку корпуса отвечала фирма "MAN",надстройки корпуса и башни - фирма "Даймлер-Бенц".
"Лукс" представлял собой развитие танка VK 901 (Ausf.G) и отличался oт предшественника модернизированными корпусом и ходовой частью. На танке устанавливались 6-цилиидровый двигатель "Майбах" HL66P трансмиссия ZF Aphon SSG48. Масса танка составляла 13 тонн.Запас хода по шоссе - 290 км. Экипаж танка четыре человека: командир, наводчик, радист и механик-водитель.
В состав радиооборудования входили приемник FuG12 MW и передатчик мощностью 80Вт. Связь между членами экипажа осуществлялась посредством танкового переговорного устройства.
немецкая бронетехника
Легкие разведывательные танки "Лукс" действовали как на Восточном, так и на Западном фронтах в составе бронетанковых разведывательных подразделений вермахта и войск СС. Танки, предназначенные для отправки на Восточный фронт получали дополнительную лобовую броню. Небольшое количество машин оснащалось дополнительным радиооборудованием.
Планировалось вооружить танки "Лукс" 50-мм пушками КWК39 L/60 (штатное вооружение танка VK 1602 "Леопард"), но выпускался только вариант с 20-мм пушкой КWК38 L/55 скорострельностью 420-480 выстрелов в минуту. Пушка снабжалась оптическим прицелом TZF6.
Существует информация, которая впрочем не подтверждена документально, что 31 танк "Лукс" все-таки получил 50-мм орудия Kwk39 L/60. Предполагалась постройка бронированных эвакуационных машин "Bergepanzer Luchs" но ни одной такой БРЭМ построено не было. Также не был реализован проект зенитной самоходной установке на базе удлиненного шасси танка "Лукс". VK 1305. ЗСУ должна была быть вооружена одной 20-мм или 37-мм зенитной пушкой Flak37.
Танк
Эксплуатация.
"Двойки" начали поступать в войска весной 1936 года и оставались на вооружении немецких подразделений первой линии до конца 1942 года.
Посте снятия с вооружения фронтовых подразделений машины передавались в резервные и учебные части, а также использовались для борьбы с партизанами. В качестве учебных они эксплуатировались до конца войны. Изначально, в первых панцердивизиях танки "Panzerkampfwagen" II являлись машинами командиров взводов и рот. Имеются сведения, что небольшое количество машин (вероятнее всего модификаций Ausf.b и Ausf.А) в составе 88-го танковою батальона легких танков принимали участие в Гражданской войне в Испании.
Однако,официально считается, что первыми случаями боевого,применения танков стали аншлюс Австрии и оккупация Чехословакии. В качестве основного боевого танка "двойки" принимали участие в польской кампании сентября 1939 года. После реорганизации в 1940-1941 г.г. панцерваффе, танки "Panzerkampfwagen" II поступили на вооружение разведывательных подразделений, хотя их продолжали использовать и в качестве основных боевых танков. Большинство машин из состава подразделений вывели в 1942 году, хотя отдельные танки "Panzerkampfwagen" II встречались на фронте и в 1943 году. Отмечалось появление "двоек" на поле боя в 1944 году, в период высадки союзников в Нормандии и даже в 1945 году (в 1945 году ,на вооружении числилось 145 "двоек").
В войне с Польшей принимало участие 1223 танка "Panzerkampfwagen" II, на тот момент "двойки" являлись самыми массовыми в панцервафе. В Польше германские войска потеряли 83 танка "Panzerkampfwagen" II. из них 32 - в боях на улицах Варшавы. В оккупации Норвегии принимало участие всего 18 машин.
К участию в блицкриге на Западе были готовы 920 "двоек". Во вторжении германских войск на Балканы, было задействовано 260 танков.
Для участия в операции "Барбаросса" было выделено 782 танка, значительное количество которых стало жертвами советских танков и артиллерии.
Танки "Panzerkampfwagen" II использовались в Северной Африке вплоть до капитуляции частей корпуса "Африка" в 1943 году. Действия "двоек" в Северной Африке оказались наиболее удачными по нричине маневренного характера боевых действий тт слабости противотанковых средств противника. В летнем наступлении германских войск на Восточном фронте принимал участие уже только 381 танк.
Танк
В операции "Цитадель" - еще меньше. 107 танков. По данным на 1 октября 1944 года, в вооруженных силах Германии имелось 386 танков "Panzerkampfwagen" II.
Танки "Panzerkampfwagen" II имелись так же на вооружении армий стран, союзных Германии: Словакии, Болгарии, Румынии и Венгрии.
В настояшее время танки "Panzerkampfwagen" II "Лукс" можно увидеть в британском танковом музее в Бовингтоне, в музее в Мюнстере в Германии, в музее Белградa и в музее Абердинского полигона в США,во французском танковом музее в Самюре, один танк находится в России в Кубинке.
Танк "Лукс" в наши дни
Танк
танки вермахта
Тактико-технические характеристики танка "Лукс"
 
PzKpfw II
Ausf.L "Luchs" (Sd.Kfz.123)
 
1943
Боевая масса, т
13,0
Экипаж, человек
4
Высота, м
2,21
Длина, м
4,63
Ширина, м
2,48
Клиренс, м
0,40
Толщина брони, мм:
лоб корпуса
30
борт корпуса
20
корма корпуса
20
крыша корпуса
10
башни
30-20
крыша башни
12
маски пушки
30
днище
10
Вооружение:
пушка
20-мм KwK38 L/55
(на машинах №№1-100)
50-м KwK 39 L/60
пулеметы
1X7,92-MM MG.34
Боекомплект: выстрелов
320
патронов
2250
Двигатель: марка
"Maйбах" HL66P
тип
Карбюраторный
число цилиндров
6
охлаждение
Жидкостное
мощность, л.с.
180 при 2800 об./мин, 200 при 3200 об./мин
Запас топлива, л
235
Карбюратор
Двойной Солекс 40 JFF II
Стартер
"Бош" BNG 2,5/12 BRS 161
Генератор
"Бош" GTN 600/12-1200 А 4
Ширина колеи, мм
2080
Максимальная скорость, км/ч
60 по шоссе, 30 по проселку
Запас хода, км
290 по шоссе, 175 по проселку
Удельная мощность, л.с./т
14,0
Удельное давление, кг/см3
0,82
Преодолеваемый подъем, град.
30
Ширина преодолеваемого рва, м
1,6
Высота стенки, м
0,6
Глубина брода, м
1,32-1,4
Радиостанция
FuG12 + FuGSprа

Комментариев нет:

Отправить комментарий