вторник, 1 января 2013 г.

Самоходные установки Германии Второй мировой войны

Самоходные установки Германии Второй мировой войны

САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА "ВЕСПЕ"

Panzerjager I

"
Leichte Feldhaubitze" 18/2 auf "Fahrgestell Panzerkampfwagen" II (Sf) (Sd.Kfz.124)
Другие обозначения: "Wespe" (оса), Gerät 803
Самоходная гаубица создана на базе устаревшего легкого танка Т-II и предназначалась для повышения мобильности частей полевой артиллерии бронетанковых войск. В ходе создания самоходной гаубицы базовое шасси было перекомпоновано: двигатель был перенесен вперед, для водителя была смонтирована невысокая рубка в передней части корпуса. Длинна корпуса была увеличена. Над средней и задней частями шасси была установлена просторная бронированная боевая рубка, в которой на станке устанавливалась качающаяся часть модифицированной 105-мм полевой гаубицы "18".
Вес осколочно-фугасного снаряда этой гаубицы составлял 14,8 кг, дальность стрельбы равнялась 12,3 км. Установленная в рубке гаубица имела угол горизонтальной наводки 34 градуса, а вертикальной - 42 градуса. Бронирование самоходной гаубицы было сравнительно легким: лоб корпуса - 30-мм, борт - 15-мм, боевая рубка - 15-20-мм. В целом, несмотря на сравнительно большую высоту, самоходная установка была примером целесообразного использования шасси устаревших танков. Она производилась серийно в 1943 и 1944 годах, всего было выпущено более 700 машин.
 

ВеспеЧлены расчета получали каски образца 1935 или 1942 года. Обычно каски перевозили на внешней стороне бортов. Сверху над боевым отделением можно было растягивать тент, защищавший от дождя и снега. Вместо тента над боевым отделением можно растягивать маскировочную сеть.

Гаубицы оснащались оптическим прицелом RblF36.
Радиостанция FuG Spr f и система бортовой связи Bord Spr.

Окраска и опознавательные знаки.
Стандартная окраска самоходных орудий - одноцветная окраска цветом "Whermacht Olive". Так окрашивались все машины, выпускавшиеся заводом "FAMO-Warschau". Иногда машины действовали на фронте в фабричной окраске, но чаще всего самоходки получали пятнистый камуфляж выполненный темно-зеленой краской или по трехцветной схеме.
Так же окрашивались самоходки, построенные на базе трофейных танков.
Однако встречались и отступления от правил. Прежде всего следует упомянуть о двухцветной окраске: темно-зеленый и серый ("Panzer Grau"). Такую схему применяли в 9-м артиллерийском полку СС 9-й танковой дивизии СС "Hohenstaufen", отправленной на Восточный фронт в феврале 1944 года.
Гаубица
Аналогичным образом были окрашены машины 10,5 cm leFH 16 auf "Geschuetzwagen" Mk. VI(e) из 15-й батареи 227-го артиллерийского полка 227-й пехотной дивизии. Однако применялся этот камуфляж не зимой 1944 года, а тремя годами раньше. Это тем более любопытно, что в то время стандартным была одноцветная окраска краской "Pazer Grau". Внутри боевое отделение окрашивали краской "Wehrmacht Olive", а стенки поста управления были выкрашены белой или кремовой краской.

Почти всегда самоходки несли на броне тактические номера. Точнее это были не номера, а буквы от А до D (четырехорудийная батарея) или от А до F (шестиорудийная батарея).

Поскольку немецкая промышленность не имела свободных производственных мощностей, заказ на постройку самоходок разместили на Вроцлавском заводе "FAMO", который к тому времени уже имел опыт выпуска танков PzKpfw II. Затем выпуск самоходок организовали и на заводе "FAMO-Warschau" (или "FAMO-Ursus"), то есть на прежних "Panstwowych Zakladach Inzynerii" в Чеховицах (под Варшавой).
САУ
Завод в Чеховицах был реконструирован, там была организована линия по выпуску шасси танков PzKpfw II. С февраля 1943 по август 1944 года на заводах "FAMO-Ursus" было построено 682 самоходки и 158 подвозчиков боеприпасов. В августе 1944 года станочный парк завода эвакуировали и выпуск самоходок прекратился. Эвакуированные мощности завода "FAMO-Ursus" были перепрофилированы и больше выпуском самоходных орудий не занимались.
Первоначально заказ оговаривал строительство 1000 самоходок "Wespe". В конце 1943 года заказ сократили до 835 машин, включая в это число невооруженные подвозчики боеприпасов: "Munitions Sf auf Fgst" PzKpfw II.

Стоит заметить, что заводы "FAMO-Ursus" были одними из ведущих поставщиков самоходной артиллерии, поскольку кроме самоходных установок "Wespe' под Варшавой строили самоходные истребители танков "Marder".

27 февраля 1944 года Гитлер приказал присвоить самоходной установке 10,5 cm leFH 18 auf PzKpfw II Sd.Kfz.124 собственное имя - "Wespe". Это название сохранилось за самоходной установкой до конца войны.
Самоходная гаубица "Wespe" в музеях стран мира
Кубинка, Россия
Munzer Panzer Museum
Кубинка,
Россия
Munzer Panzer Museum,
Германия
Saumur Tank Museum, Франция
Saumur Tank Museum, Франция
До нашего времени в коллекциях нескольких музеев сохранились образцы самоходок "Wespe". Во Франции экспонируются три машины. В "Memorial Museum" в Байо (Нормандия) хранится одна машина, нуждающаяся в реставрации. В коллекции профессора Э.Беккера есть одна самоходка без вооружения и недоукомплектованная. Лишь в танковом музее в Сомю экспонируется полностью отреставрированный экземпляр. В "BWB Wehrtechnische Studensammlung" (Кобленц, Германия) экспонируется экземпляр, предоставленный Абердинским полигоном (США).
САУ Веспе
Battle of Normandy Museum, Bayeux (Франция)

Организация боевых частей.

Самоходные орудия "Wespe" составляли основное вооружение дивизионов самоходной артиллерии в составе артиллерийских полков танковых дивизий. Артиллерийский полк танковой дивизии укомплектовывался согласно штатному расписанию и состоял из штабной батареи и трех дивизионов. Два дивизиона вооружались буксируемыми гаубицами, а третий дивизион оснащался самоходными орудиями.

Дивизион самоходной артиллерии формировался согласно штатному расписанию RStN 405 (t.G.). Дивизион состоял из штаба, штабной батареи и трех боевых батарей, укомплектованных согласно KStN 431(t.G.).
САУ вермахта
Две батареи оснащались самоходными орудиями "Wespe", а третья - самоходными орудиями "Hummel". При штабе батареи находилась одна машина корректировки огня (обычно "Panzerbeobacntungswagen" на базе PzKpfw III или PzKpfw II). Кроме того, командир батареи располагал вездеходом ("кюбельвагеном") и мотоциклом. Каждая батарея состояла из четырех взводов: штабного, снабжения и двух боевых.

Взвод снабжения располагал полугусеничным тягачом Sk.Kfz.3 (реже Sd.Kfz.7), одним "кюбельвагеном" и шестью грузовыми автомобилями. Штабной взвод располагал четырьмя "кюбельвагенами", двумя грузовиками (в том числе одной машиной связи Kfz.1 или Kfz.31) и одной грузовой машиной повышенной проходимости. Штабной взвод подразделялся на секцию связи и секцию артиллерийских измерений. Боевой взвод располагал бронетранспортером Sd.Kfz.251/6 или Sa.Kfz.250/4, обеспечивающим связь с командованием батареи и дивизиона, 2-3 "кюбельвагена" и 1-2 мотоцикла или "Kettenkrad" Kfz.2. Орудийный парк взвода составляли две секции самоходных орудий, состоявшие из трех "Wespe" и двух подвозчиков боеприпасов.

Боевое применение.

Первые партии самоходных орудий "Wespe" попали в части вермахта и СС весной 1943 года. В бою орудия впервые использовались на Курской дуге. Главной задачей частей самоходной артиллерии была огневая поддержка танковых частей. Самоходные орудия не участвовали в ближнем бое, но вели огонь с закрытых позиций, находясь в непосредственной близости от передовой. В боекомплект самоходок входили бронебойные выстрелы, которые позволяли машинам в случае соприкосновения с противником эффективно бороться с танками.
Самоходная установка
В литературе практически нигде не говорится об истории артиллерийских частей танковых дивизий. Это связано с тем, что роль артиллерии в действиях танковых дивизий часто недооценивалась, кроме того, артиллерия всегда рассматривалась немецким командованием как вспомогательный род войск.

Части самоходной артиллерии часто несли потери. Защищенные тонкой броней, имеющие высокий силуэт самоходные орудия представляли собой отличную цель для пушек и танков противника.
Самоходная установка
"Meldung ueber der Stab schweren Waffen der Panzerdividione West von" 10.12.1944 сообщает следующую информацию о численности орудий "Wespe":
Во 2-й танковой дивизии было только 5 машин, в 116-й танковой дивизии - 3 машины, в 11-й танковой дивизии - 7 машин, а в 9-й танковой дивизии СС "Hohenstaufen" - 6 машин. Напомним, что штатное расписание предусматривало 12 самоходных орудий и 4 подвозчика боеприпасов. Таким образом, в действительности танковые дивизии имели едва ли половину от положенного числа самоходных орудий.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса
11 т
Размеры:
длина
4810 мм
ширина
2280 мм
высота
2300 мм
Экипаж
5 человек
Вооружение
1 х 105-мм гаубица 1 х 7,92-мм пулемет
Боекомплект
32 снаряда 600 патронов
Бронирование:
лоб корпуса
30 мм
лоб рубки
20 мм
Тип двигателя
карбюраторный "Майбах" типа HL66P
Максимальная мощность
140 л.с
Максимальная скорость 40 км/час
Запас хода
220 км

 

 

150-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА "ХУММЕЛЬ"("ШМЕЛЬ")

15 cm Panzer-Haubitzer 18/1
auf Fahrgestell GW III/IV Hummel/Sd.Kfz.165/

"Hummel" - "Шмель"
бронетехника вермахтаСамоходная гаубица конструктивно аналогична самоходному противотанковому орудию "Насхорн", но вместо 88-мм противотанковой пушки в боевой рубке на станке установлена качающаяся часть полевой 150-мм гаубицы "18/40" с длинной ствола 30 калибров. Гаубица могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг на дальность до 13,3 км. В связи с тем что использовались выстрелы раздельного заряжения, скорострельность была относительно невелика. Горизонтальный угол наводки гаубицы составлял 30 градусов, а вертикальный - 42 градуса.
Для уменьшения силы отдачи на части гаубиц были установлены дульные тормоза. Для управления огнем использовались прицелы, обычно применяющиеся в полевой артиллерии, так как самоходная гаубица., как правило, использовалась как орудие полевой артиллерии и состояла на вооружении артиллерийских полков танковых дивизий. Самоходная гаубица выпускалась серийно. Всего за 1943 и 1944 года было выпущено более 700 этих самоходок.
150-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА
Hummel/Sd.Kfz.165/ в музеях стран мира
фото САУ
Auto + Technik Museum
Munster Panzer Museum,
Германия
Auto + Technik Museum,
Sinsheim, Германия
Wehrtechnische Studiensammlung
Saumur Tank Museum (France)
Wehrtechnische Studiensammlung
Koblenz, Германия
Saumur Tank Museum
Франция

Полевые артсистемы на самоходном лафете

бронетехника второй мировой
sIG 33 auf Fahrgeschtell des PzKpfw I /Sd.Kfz.101/
бронетехника вермахта
leFH 18 auf Fahrgestell des GW II "Wespe" /Sd.Kfz.124/
Бронетехника германии второй мировой
8,8 cm Рак 43 auf GW111/14/ "Hornisse" /"Nashorn" /Sd.Kfz.164/
танки вермахта
15 cm Panzer-Haubitzer 18/1 auf Fahrgestell GW III/IV "Hummel"/Sd.Kfz.165/
танки второй мировой
sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw38(t) "Bison" ausf.H /Sd.Kfz.138/1/
броенетехника
sIG 33 auf Fahrgestell GW38(t) "Bison" ausf.M /Sd.Kfz.138/1/
бронетехника второй мировой войны
60 cm "Morser Karl" /Gerat 040/
Тактико-технические характеристики полевых самоходных артсистем

Модель
"Wespe"
Войсковой индекс
Sd.Kfz.124
Производитель
"FAMO"
Шасси
GW II
Боевой вес, т
11
Экипаж,чел
4
Скорость, км/ч
- по шоссе
40
- по проселку
18
Запас хода, км
- на шоссе
140
- на местности
90
Емкость бензобака, л
Длина, мм
4810
Ширина, мм
2 280
Высота, мм
2 300
Клиренс, мм
340
Ширина гусеницы, мм
300
Двигатель
"Maybach"
HL62TRM
Мощность, л.с.
140
Орудие, тип
leFH 18/2
Калибр, мм
105
Длина ствола, кал.
18
Нач. скорость снаряда, м/с
470
Боекомплект, выстр.
18
Доп. вооружение
-
Бронирование, мм
18-10

Подробнее о самоходной гаубице "Хуммель"

"Хуммель" - стала последней тяжелой самоходной артиллерийской установкой, разработанной фирмой "Алкетт", установленной на специализированном шасси GW III/IV.
Как и в случае с самоходкой "Насхорн", двигатель располагался впереди, что позволило уменьшить высоту боевого отделения. Ствол орудия находился на высоте 2,3 м, что было очень неплохо для машины такого типа.
самоходная установка
Прототип с дульным тормозом
Всего с 1943 по 1945 год фирма "Дойче Эйзенверке" выпустила 666 единиц этого чрезвычайно мощного и эффективного оружия, которое предназначалось для комплектации танковых батальонов танковых дивизий. Самоходка могла уничтожать любые цели поэтому спрос на нее, как на средство огневой поддержки, был невероятно высок. Однако промышленность не могла удовлетворить запросы армии в полном объеме, и САУ поступала на вооружение только элитных частей.
самоходно-артиллерийская установка
Наиболее популярное фото САУ "Хуммель"
Орудия прототипов оснащались дульными тормозами, но серийные машины выпускались без них - уже давала о себе знать нехватка высококачественной стали. Кроме того, производство дульных тормозов требовало дополнительного времени и ресурсов, которых не было. Также давала знать о себе не конвейерная сборка вооружений.
Однако А. Шпеер  не конвейерную сборку танков представлял, как добродетель, заявляя, что "германская промышленность вооружений не приемлет конвейерный метод Америки и России, а в основном полагается на немецкий квалифицированный труд".

Хотя именно отсутствие крупных предприятий не позволило Германии выдержать соревнование с танкостроением стран антифашистского блока. Немецкая серийная броня делилась на несколько групп по толщине и марке стали. Наряду с гетерогенной больше все-таки выпускалось гомогенной брони. По технологии производства броневые листы разделялись на равномерно закаленные и с поверхностной закалкой. С потерей Никопольского бассейна поступление марганца в Германию снизилось.Никель доставлялся лишь с севера Финляндии.

В результате постоянный недостаток легирующих элементов привел к резкому ухудшению качества серийной брони. Лобовые листы корпусов "Пантеры" и "Королевского тигра" зачастую просто раскалывались от попадания советских 100-мм и 122-мм бронебойных снарядов. Выход искали в навешивании защитных экранов,увеличении толщины и углов наклона броневых листов. Среди броневых марок сталей с пониженной легируемостью так и не было найдено конструктивного материала с удовлетворительной снарядостойкостью.
самоходка
Компоновочная схема
Боекомплект самоходки ограничивался 18 выстрелами, которые размещались в боеукладках в боевом отделении. В связи с этим приходилось прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов, которые, как правило, представляли собой те же САУ, но без вооружения На четыре самоходные гаубицы приходился примерно один транспортер боеприпасов, что, в общем-то, было явно недостаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин не хватало шасси танков.
экипаж самоходной установки
Наводчик САУ "Хуммель"
САУ "Хуммель" никогда не использовалась в качестве штурмового орудия. Для этого машина должна была входить в состав артиллерийской части, располагавшей оборудованием, необходимым для управления огнем. В танковом подразделении в такой поддержке не было необходимости, но там самоходка превращалась в дополнительное огневое средство, способное вести стрельбу прямой наводкой по тем целям, которые видел наводчик. Несмотря на то, что "Хуммель" отлично показал себя в этой роли, такое его использование было равносильно стрельбе из пушки по воробьям. Однако в 1943 году Восточный фронт был как раз таким театром военных действий, где в расчет прежде всего принималась огневая мощь.
самоходки вермахта
Лобовая часть копуса позднего типа
Название самоходки - "Хуммель" ("Шмель") - было достаточно нейтральным и безобидным, однако 27 февраля 1944 года приказом по немецкой армии Гитлер запретил использовать это слово для обозначения машины.
самоходная установка
Первые САУ появились в войсках в мае 1943 года, а боевое крещение получили летом того же года под Курском. Сначала они поступили на вооружение войск СС, а затем и вермахта. На 10 апреля 1945 года немецкие войска располагали 168 машинами этого типа.
Хуммель



Комментариев нет:

Отправить комментарий