САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА "ВЕСПЕ"
"
Leichte Feldhaubitze" 18/2 auf "Fahrgestell Panzerkampfwagen" II (Sf) (Sd.Kfz.124) Другие обозначения: "Wespe" (оса), Gerät 803
Самоходная гаубица создана на базе устаревшего легкого танка Т-II
и предназначалась для повышения мобильности частей полевой артиллерии
бронетанковых войск. В ходе создания самоходной гаубицы базовое шасси
было перекомпоновано: двигатель был перенесен вперед, для водителя была
смонтирована невысокая рубка в передней части корпуса. Длинна корпуса
была увеличена. Над средней и задней частями шасси была установлена
просторная бронированная боевая рубка, в которой на станке
устанавливалась качающаяся часть модифицированной 105-мм полевой гаубицы
"18".
Вес осколочно-фугасного снаряда этой гаубицы
составлял 14,8 кг, дальность стрельбы равнялась 12,3 км. Установленная в
рубке гаубица имела угол горизонтальной наводки 34 градуса, а
вертикальной - 42 градуса. Бронирование самоходной гаубицы было
сравнительно легким: лоб корпуса - 30-мм, борт - 15-мм, боевая рубка -
15-20-мм. В целом, несмотря на сравнительно большую высоту, самоходная
установка была примером целесообразного использования шасси устаревших
танков. Она производилась серийно в 1943 и 1944 годах, всего было
выпущено более 700 машин.
Части немецкой самоходной артиллерии получали технику
нескольких типов. Основу парка составляли самоходные орудия "Wespe"
вооруженные легкой 105-мм гаубицей, и самоходные орудия "Hummel", вооруженные тяжелой 150-мм гаубицей.
К началу Второй Мировой войны немецкая армия не располагала самоходной артиллерией. Бои в Польше и особенно во Франции показали, что артиллерия не может успеть вслед за мобильными танковыми и моторизованными частями. Непосредственная артиллерийская поддержка танковых частей возлагалась на батареи штурмовой артиллерии, а вот для артиллерийской поддержки с закрытых позиций пришлось формировать части самоходной артиллерии.
Каждая танковая дивизия образца 1939 года располагала
моторизованным полком легкой артиллерии, насчитывавшим 24 легкие
полевые гаубицы 10,5 cm leFH 18/36 калибра 105-мм, буксируемые
полугусеничными тягачами. В мае-июне 1940 года, некоторые танковые
дивизии располагали двумя дивизионами 105-мм гаубиц и одним дивизионом
100-мм пушек. Однако большинство старых танковых дивизий (в том числе
3-я и 4-я дивизии) насчитывали в своем составе только два дивизиона
105-мм гаубиц.
В ходе французской кампании некоторые танковые дивизии были усилены ротами самоходных 150-мм пехотных гаубиц. Однако это было лишь временным разрешением существовавшей проблемы. С новой силой вопрос артиллерийской поддержки танковых дивизий встал летом 1941 года, после того, как Германия напала на Советский Союз. К тому времени немцы располагали большим количеством трофейных французских и английских танков, захваченных в 1940 году. Поэтому было решено переделать большинство трофейной бронетехники в самоходные орудия, вооруженные противотанковыми пушками и гаубицами крупного калибра. Первые машины, например 10,5 cm leFH 16 Fgst auf "Geschuetzwagen" Mk.Vl(e), были в значительной степени импровизированными конструкциями.
Лишь в начале 1942 году немецкая промышленность
приступила к выпуску собственных самоходных орудий, созданных на базе
устаревшего к тому времени легкого танка PzKpfw II Sd.Kfz.121. Выпуск
самоходных орудий 10,5 cm leFH 18/40 Fgst auf "Geschuetzwagen" PzKpfw II
Sd.Kfz.124 "Wespe" организовали в "Fuehrers Befehl".
В начале 1942 года фюрер приказал сконструировать и начать промышленный выпуск самоходного орудия на базе танка PzKpfw II. Прототип изготовили на заводах "Alkett" в Берлине-Борзигвальде. Прототип получил обозначение "Geraet 803". По сравнению с танком PzKpfw II самоходное орудие имело значительно переработанную конструкцию. Прежде всего двигатель перенесли из кормовой части корпуса в центр. Это делалось для того, чтобы освободить место для большого боевого отделения, требовавшегося для размещения 105-мм гаубицы, расчета и боекомплекта. Место механика-водителя несколько сдвинули вперед и разместили в левой части корпуса. Это объяснялось необходимостью разместить трансмиссию. Конфигурацию лобовой брони также изменили. Место механика-водителя обнесли вертикальными стенками, в то время как остальная броня располагалась наклонно под острым углом.
Самоходка имела типичную безбашенную конструкцию с
расположенной сзади неподвижной полуоткрытой рубкой. Воздухозаборники
силового отделения разместили по бортам корпуса. На каждом боргу было по
два воздухозаборника. Кроме того, была переработана ходовая часть
машины. Рессоры получили резиновые ограничители хода, а число
поддерживающих колес уменьшили с четырех до трех. Для постройки
самоходок "Wespe" использовались шасси танка PzKpfw II Sd.Kfz.121
Ausf.F.
Самоходки "Wespe" выпускались в двух вариантах: стандартном и удлиненном. Техническое описание самоходной установки "Веспе"
Самоходное орудие, экипаж - четыре человека: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий.
Корпус. Самоходные орудия "Wespe" выпускались на базе шасси танка PzKpfw II Sd.Kfz.121 Ausf.F. Спереди, слева располагалось место механика водителя, которое было оборудовано полным комплектом приборов. Приборная доска крепилась к потолку. Доступ к месту механика водителя открывал двухстворчатый люк. Обзор с места водителя обеспечивался смотровым прибором "Fahrersichtblock", расположенном на передней стенке поста управления. Изнутри смотровой прибор был закрыт вкладышем из бронестекла. Кроме того, слева и справа на ходились смотровые щели. У основания передней плиты располагался металлический профиль, усиливающий броню в этом месте. Передняя бронеплита была подвешена на петлях, что позволяло механику-водителю поднимать ее, чтобы улучшить обзор. Справа от поста управления размещался двигатель и коробка передач. Пост управления отделялся от двигателя противопожарной перегородкой, причем позади кресла механика-водителя имелся люк.
Над и позади двигателя располагалось боевое
отделение. Основное оружие машины: гаубица 10,5 cm leFH 18. Боевое
отделение не имело крыши, а спереди и с боков прикрывалось бронелистами.
По бокам размещался боезапас. Слева в двух стеллажах размещались
снаряды, а справа - гильзы. Радиостанция крепилась к левому борту на
специальной раме-стеллаже, имевшем специальные резиновые амортизаторы,
защищавшие радиостанции от вибрации. Антенна крепилась к левому борту.
Под креплением антенны располагался зажим для пистолета-пулемета МР-38
или МР-40. Подобный зажим размещался и на правом борту. Рядом с
пистолетом-пулеметом к борту крепился огнетушитель.
На полу слева находились две горловины топливных баков, закрывающиеся пробками.
Гаубица крепилась к лафету, который, в свою очередь, был наглухо соединен с полом боевого отделения. Под гаубицей располагался дополнительный воздухозаборник силового отделения, закрытый металлической решеткой. Маховик вертикальной наводки располагался справа от казенника, а маховик горизонтальной наводки - слева. Верхняя часть задней стенки крепилась на петлях и ее можно было откидывать, что облегчало доступ к боевому отделению, например при погрузке боекомплекта. На крыльях размещалось дополнительное оснащение. На левом крыле лежала лопата, а на правом - ящик с запасными частями и топливный насос.
Самоходные орудия "Wespe" выпускались в двух типах:
со стандартным шасси танка PzKpfw II Sd.Kfz.121 Ausf.F и с удлиненным
шасси. Машины с удлиненным шасси легко можно узнать по промежутку между
задним опорным катком и направляющим колесом.
Силовая установка. Самоходное орудие "Wespe" приводились в движение шестицилиндровым рядным карбюраторным четырехтактным верхнеклапанным двигателем жидкостного охлаждения "Maybach" 62TRM мощностью 104 кВт/140 л.с. Ход поршня 130-мм, диаметр поршня 105-мм. Рабочая емкость двигателя 6234 см3, степень сжатия 6,5,2600 об./мин.
Пуск двигателя осуществлялся при помощи стартера
"Bosch" GTLN 600/ 12-1500. Топливо — этилированный бензин OZ 74 с
октановым числом 74. Бензин находился в двух топливных баках общей
емкостью 200 литров. Карбюратор "Solex" 40 JFF II, механический
топливный насос "Pallas" Nr 62601. Сцепление сухое, двухдисковое
"Fichtel & Sachs" К 230К.
Двигатель жидкостного охлаждения. Воздухозаборники располагались по бортам корпуса. Дополнительный воздухозаборник располагался внутри боевого отделения под казенной частью гаубицы. Выхлопная труба выводилась на правый борт. Глушитель крепился к задней части правого борта. Коробка передач механическая семискоростная с редуктором типа ZF "Aphon" SSG 46. Бортовые передачи синхронные, тормоза дискового типа "MAN", ручной тормоз механического типа. Крутящий момент передавался от двигателя на коробку передач при помощи ведущего вала, проходящего вдоль правого борта.
Шасси.
Шасси и ходовая часть состояла из гусениц, ведущих колес, направляющих колес, пяти опорных катков 550x100x55-мм и трех поддерживающих колес 200x105-мм. Опорные катки имели резиновые бандажи. Каждый каток независимо подвешивался на эллиптической полурессоре. Гусеницы - раздельнозвенные, двухгребневые. Каждая гусеница состояла из 108 траков, ширина гусеницы 500-мм.
Электрическое оборудование.
Электрическая сеть - одножильная, напряжение 12В с предохранителями. Источник тока генератор "Bosch" BNG 2,5/AL/ZMA и аккумулятор "Bosch" напряжением 12В и емкостью 120 А/ч. Потребителями электроэнергии были стартер, радиостанция, система зажигания, две фары (мощностью 75Вт), путевой прожектор "Notek", лампочки подсветки приборной доски и звуковой сигнал. Вооружение. Основное вооружение самоходных орудий "Wespe" - гаубица 10,5 cm leFH 18 L/28 калибра 105-мм, оснащенная специальным дульным тормозом SP18. Масса фугасного снаряда 14,81 кг, масса метательного заояда тип "6" 1,022 кг, начальная скорость снаряда ,470 м/с. Дальнобойность 10600 м. Сектор обстрела 20° в обе стороны, угол возвышения +2...+48°. боекомплект 32 выстрела. Гаубицу 10,5 cm leFH 18 сконструировали на фирме "Rheinmetall-Borsing" (Дюссельдорф).
В некоторых случаях на самоходки устанавливали 105-мм
гаубицу 10,5 cm leFH 16, сконструированную фирмой "Krupp". Эта гаубица
во время войны снималась с вооружения частей полевой артиллерии.
Старую гаубицу устанавливали на самоходки 10,5 cm leFH 16 auf
"Geschuetzenwagen" Mk VI(e), 10,5 cm leFH 16 auf "Geschuetzwagen" FCM
36(f), а также на нескольких самоходках на базе танков "Hotchkiss" 38Н.
Длина ствола 22 калибра - 2310-мм, дальнобойность
7600 метров. Гаубицы могли оснащаться дульным тормозом или не оснащаться
им. Масса гаубицы составляла около 1200 кг. Для гаубицы использовались
фугасные и осколочные боеприпасы.
Дополнительное вооружение составлял 7,92-мм пулемет "Rheinmetall-Borsing" MG-34, перевозившийся в внутри боевого отделения. Пулемет оыл приспособлен для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. Личное вооружение экипажа составляли два пистолета-пулемета МР-38 и МР-40, хранившихся у бортов боевого отделения. Боезапас к пистолетам-пулеметам 192 патрона. Дополнительное вооружение составляли винтовки и пистолеты. |
Члены
расчета получали каски образца 1935 или 1942 года. Обычно каски
перевозили на внешней стороне бортов. Сверху над боевым отделением можно
было растягивать тент, защищавший от дождя и снега. Вместо тента над
боевым отделением можно растягивать маскировочную сеть.
Гаубицы оснащались оптическим прицелом RblF36. Радиостанция FuG Spr f и система бортовой связи Bord Spr. Окраска и опознавательные знаки. Стандартная окраска самоходных орудий - одноцветная окраска цветом "Whermacht Olive". Так окрашивались все машины, выпускавшиеся заводом "FAMO-Warschau". Иногда машины действовали на фронте в фабричной окраске, но чаще всего самоходки получали пятнистый камуфляж выполненный темно-зеленой краской или по трехцветной схеме. Так же окрашивались самоходки, построенные на базе трофейных танков.
Однако встречались и отступления от правил. Прежде
всего следует упомянуть о двухцветной окраске: темно-зеленый и серый
("Panzer Grau"). Такую схему применяли в 9-м артиллерийском полку СС 9-й
танковой дивизии СС "Hohenstaufen", отправленной на Восточный фронт в
феврале 1944 года.
Аналогичным образом были окрашены машины 10,5 cm leFH
16 auf "Geschuetzwagen" Mk. VI(e) из 15-й батареи 227-го
артиллерийского полка 227-й пехотной дивизии. Однако применялся этот
камуфляж не зимой 1944 года, а тремя годами раньше. Это тем более
любопытно, что в то время стандартным была одноцветная окраска краской
"Pazer Grau". Внутри боевое отделение окрашивали краской "Wehrmacht
Olive", а стенки поста управления были выкрашены белой или кремовой
краской.
Почти всегда самоходки несли на броне тактические номера. Точнее это были не номера, а буквы от А до D (четырехорудийная батарея) или от А до F (шестиорудийная батарея). Поскольку немецкая промышленность не имела свободных производственных мощностей, заказ на постройку самоходок разместили на Вроцлавском заводе "FAMO", который к тому времени уже имел опыт выпуска танков PzKpfw II. Затем выпуск самоходок организовали и на заводе "FAMO-Warschau" (или "FAMO-Ursus"), то есть на прежних "Panstwowych Zakladach Inzynerii" в Чеховицах (под Варшавой).
Завод в Чеховицах был реконструирован, там была
организована линия по выпуску шасси танков PzKpfw II. С февраля 1943 по
август 1944 года на заводах "FAMO-Ursus" было построено 682 самоходки и
158 подвозчиков боеприпасов. В августе 1944 года станочный парк завода
эвакуировали и выпуск самоходок прекратился. Эвакуированные мощности
завода "FAMO-Ursus" были перепрофилированы и больше выпуском самоходных
орудий не занимались.
Первоначально заказ оговаривал строительство 1000 самоходок "Wespe". В конце 1943 года заказ сократили до 835 машин, включая в это число невооруженные подвозчики боеприпасов: "Munitions Sf auf Fgst" PzKpfw II. Стоит заметить, что заводы "FAMO-Ursus" были одними из ведущих поставщиков самоходной артиллерии, поскольку кроме самоходных установок "Wespe' под Варшавой строили самоходные истребители танков "Marder". 27 февраля 1944 года Гитлер приказал присвоить самоходной установке 10,5 cm leFH 18 auf PzKpfw II Sd.Kfz.124 собственное имя - "Wespe". Это название сохранилось за самоходной установкой до конца войны.
До нашего времени в коллекциях нескольких музеев
сохранились образцы самоходок "Wespe". Во Франции экспонируются три
машины. В "Memorial Museum" в Байо (Нормандия) хранится одна машина,
нуждающаяся в реставрации. В коллекции профессора Э.Беккера есть одна
самоходка без вооружения и недоукомплектованная. Лишь в танковом музее в
Сомю экспонируется полностью отреставрированный экземпляр. В "BWB
Wehrtechnische Studensammlung" (Кобленц, Германия) экспонируется
экземпляр, предоставленный Абердинским полигоном (США).
Battle of Normandy Museum, Bayeux (Франция)
Организация боевых частей.
Самоходные орудия "Wespe" составляли основное
вооружение дивизионов самоходной артиллерии в составе артиллерийских
полков танковых дивизий. Артиллерийский полк танковой дивизии
укомплектовывался согласно штатному расписанию и состоял из штабной
батареи и трех дивизионов. Два дивизиона вооружались буксируемыми
гаубицами, а третий дивизион оснащался самоходными орудиями.
Дивизион самоходной артиллерии формировался согласно штатному расписанию RStN 405 (t.G.). Дивизион состоял из штаба, штабной батареи и трех боевых батарей, укомплектованных согласно KStN 431(t.G.).
Две батареи оснащались самоходными орудиями "Wespe", а
третья - самоходными орудиями "Hummel". При штабе батареи находилась
одна машина корректировки огня (обычно "Panzerbeobacntungswagen" на базе
PzKpfw III или PzKpfw II). Кроме того, командир батареи располагал
вездеходом ("кюбельвагеном") и мотоциклом. Каждая батарея состояла из
четырех взводов: штабного, снабжения и двух боевых.
Взвод снабжения располагал полугусеничным тягачом Sk.Kfz.3 (реже Sd.Kfz.7), одним "кюбельвагеном" и шестью грузовыми автомобилями. Штабной взвод располагал четырьмя "кюбельвагенами", двумя грузовиками (в том числе одной машиной связи Kfz.1 или Kfz.31) и одной грузовой машиной повышенной проходимости. Штабной взвод подразделялся на секцию связи и секцию артиллерийских измерений. Боевой взвод располагал бронетранспортером Sd.Kfz.251/6 или Sa.Kfz.250/4, обеспечивающим связь с командованием батареи и дивизиона, 2-3 "кюбельвагена" и 1-2 мотоцикла или "Kettenkrad" Kfz.2. Орудийный парк взвода составляли две секции самоходных орудий, состоявшие из трех "Wespe" и двух подвозчиков боеприпасов. Боевое применение.
Первые партии самоходных орудий "Wespe" попали в
части вермахта и СС весной 1943 года. В бою орудия впервые
использовались на Курской дуге. Главной задачей частей самоходной
артиллерии была огневая поддержка танковых частей. Самоходные орудия не
участвовали в ближнем бое, но вели огонь с закрытых позиций, находясь в
непосредственной близости от передовой. В боекомплект самоходок входили
бронебойные выстрелы, которые позволяли машинам в случае соприкосновения
с противником эффективно бороться с танками.
В литературе практически нигде не говорится об
истории артиллерийских частей танковых дивизий. Это связано с тем, что
роль артиллерии в действиях танковых дивизий часто недооценивалась,
кроме того, артиллерия всегда рассматривалась немецким командованием как
вспомогательный род войск.
Части самоходной артиллерии часто несли потери. Защищенные тонкой броней, имеющие высокий силуэт самоходные орудия представляли собой отличную цель для пушек и танков противника.
"Meldung ueber der Stab schweren Waffen der
Panzerdividione West von" 10.12.1944 сообщает следующую информацию о
численности орудий "Wespe":
Во 2-й танковой дивизии было только 5 машин, в 116-й танковой дивизии - 3 машины, в 11-й танковой дивизии - 7 машин, а в 9-й танковой дивизии СС "Hohenstaufen" - 6 машин. Напомним, что штатное расписание предусматривало 12 самоходных орудий и 4 подвозчика боеприпасов. Таким образом, в действительности танковые дивизии имели едва ли половину от положенного числа самоходных орудий.
Тактико-технические характеристики
150-ММ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА "ХУММЕЛЬ"("ШМЕЛЬ")
15 cm Panzer-Haubitzer 18/1
auf Fahrgestell GW III/IV Hummel/Sd.Kfz.165/ "Hummel" - "Шмель"
Самоходная гаубица конструктивно аналогична самоходному противотанковому орудию "Насхорн",
но вместо 88-мм противотанковой пушки в боевой рубке на станке
установлена качающаяся часть полевой 150-мм гаубицы "18/40" с длинной
ствола 30 калибров. Гаубица могла вести огонь осколочно-фугасными
снарядами весом 43,5 кг на дальность до 13,3 км. В связи с тем что
использовались выстрелы раздельного заряжения, скорострельность была
относительно невелика. Горизонтальный угол наводки гаубицы составлял 30
градусов, а вертикальный - 42 градуса.
Для уменьшения силы отдачи на части гаубиц были
установлены дульные тормоза. Для управления огнем использовались
прицелы, обычно применяющиеся в полевой артиллерии, так как самоходная
гаубица., как правило, использовалась как орудие полевой артиллерии и
состояла на вооружении артиллерийских полков танковых дивизий.
Самоходная гаубица выпускалась серийно. Всего за 1943 и 1944 года было
выпущено более 700 этих самоходок.
Полевые артсистемы на самоходном лафете
Тактико-технические характеристики полевых самоходных артсистем
Подробнее о самоходной гаубице "Хуммель"
"Хуммель" - стала последней тяжелой самоходной
артиллерийской установкой, разработанной фирмой "Алкетт", установленной
на специализированном шасси GW III/IV.
Как и в случае с самоходкой "Насхорн", двигатель располагался впереди, что позволило уменьшить высоту боевого отделения. Ствол орудия находился на высоте 2,3 м, что было очень неплохо для машины такого типа.
Прототип с дульным тормозом
Всего с 1943 по 1945 год фирма "Дойче Эйзенверке"
выпустила 666 единиц этого чрезвычайно мощного и эффективного оружия,
которое предназначалось для комплектации танковых батальонов танковых
дивизий. Самоходка могла уничтожать любые цели поэтому спрос на нее, как
на средство огневой поддержки, был невероятно высок. Однако
промышленность не могла удовлетворить запросы армии в полном объеме, и
САУ поступала на вооружение только элитных частей.
Наиболее популярное фото САУ "Хуммель"
Орудия прототипов оснащались дульными тормозами, но
серийные машины выпускались без них - уже давала о себе знать нехватка
высококачественной стали. Кроме того, производство дульных тормозов
требовало дополнительного времени и ресурсов, которых не было. Также
давала знать о себе не конвейерная сборка вооружений.
Однако А. Шпеер не конвейерную сборку танков представлял, как
добродетель, заявляя, что "германская промышленность вооружений не
приемлет конвейерный метод Америки и России, а в основном полагается на
немецкий квалифицированный труд".Хотя именно отсутствие крупных предприятий не позволило Германии выдержать соревнование с танкостроением стран антифашистского блока. Немецкая серийная броня делилась на несколько групп по толщине и марке стали. Наряду с гетерогенной больше все-таки выпускалось гомогенной брони. По технологии производства броневые листы разделялись на равномерно закаленные и с поверхностной закалкой. С потерей Никопольского бассейна поступление марганца в Германию снизилось.Никель доставлялся лишь с севера Финляндии. В результате постоянный недостаток легирующих элементов привел к резкому ухудшению качества серийной брони. Лобовые листы корпусов "Пантеры" и "Королевского тигра" зачастую просто раскалывались от попадания советских 100-мм и 122-мм бронебойных снарядов. Выход искали в навешивании защитных экранов,увеличении толщины и углов наклона броневых листов. Среди броневых марок сталей с пониженной легируемостью так и не было найдено конструктивного материала с удовлетворительной снарядостойкостью.
Компоновочная схема
Боекомплект самоходки ограничивался 18 выстрелами,
которые размещались в боеукладках в боевом отделении. В связи с этим
приходилось прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов, которые, как
правило, представляли собой те же САУ, но без вооружения На четыре
самоходные гаубицы приходился примерно один транспортер боеприпасов,
что, в общем-то, было явно недостаточно. Но на производство большего
количества вспомогательных машин не хватало шасси танков.
Наводчик САУ "Хуммель"
САУ "Хуммель" никогда не использовалась в качестве
штурмового орудия. Для этого машина должна была входить в состав
артиллерийской части, располагавшей оборудованием, необходимым для
управления огнем. В танковом подразделении в такой поддержке не было
необходимости, но там самоходка превращалась в дополнительное огневое
средство, способное вести стрельбу прямой наводкой по тем целям, которые
видел наводчик. Несмотря на то, что "Хуммель" отлично показал себя в
этой роли, такое его использование было равносильно стрельбе из пушки по
воробьям. Однако в 1943 году Восточный фронт был как раз таким театром
военных действий, где в расчет прежде всего принималась огневая мощь.
Лобовая часть копуса позднего типа
Название самоходки - "Хуммель" ("Шмель") - было
достаточно нейтральным и безобидным, однако 27 февраля 1944 года
приказом по немецкой армии Гитлер запретил использовать это слово для
обозначения машины.
Первые САУ появились в войсках в мае 1943 года, а
боевое крещение получили летом того же года под Курском. Сначала они
поступили на вооружение войск СС, а затем и вермахта. На 10 апреля 1945
года немецкие войска располагали 168 машинами этого типа.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий