вторник, 1 января 2013 г.

Истребители танков вермахта

                            Истребители танков вермахта

Истребитель танков Хетцер

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ 38 "ХЕТЦЕР"

Hetzer Jagdpanzer 38 Sd.Kfz.138/2
После создания целого ряда импровизированных и не всегда удачных конструкций легких истребителей танков в 1943 году немецким конструкторам удалось создать самоходную установку, в которой удачно сочетались небольшой вес, сильное бронирование и эффективное вооружение. Истребитель танков был разработан фирмой "Хеншель" на базе хорошо отработанного шасси легкого чехословацкого танка ТNНР, имевшего немецкое обозначение Pz.Kpfw.38(t).
Новая самоходка имела низкий корпус с целесообразным наклоном лобовых и верхних бортовых броневых листов. Установка 75-мм орудия с длиной ствола 48 калибров, прикрыта сферической броневой маской. На крыше корпуса размещен 7,92-мм пулемет со щитовым прикрытием. Ходовая часть выполнена четырехкатковой, двигатель размещен в задней части корпуса, трансмиссия и ведущие колеса - в передней. Самоходная установка оборудовалась радиостанцией и танковым переговорным устройством. Часть установок выпускалась в варианте самоходного огнемета, при этом огнемет монтировался вместо 75-мм орудия. Выпуск самоходных установок был начат в 1944 году и продолжался до конца войны. Всего было выпущено около 2600 установок, которые использовались в истребительно-противотанковых дивизионах пехотных и моторизованных дивизий.
Hetzer- Jagdpanzer 38

Из истории создания истребителя танков 38 "Хетцер"

Нет ничего удивительного в создании  "Jagdpanzer 38". Союзники в ноябре 1943 года успешно бомбили заводы "Альмеркише Кеттенфабрик". Как результат - повреждение оборудования и цехов завода, являвшегося крупнейшим производителем штурмовой артиллерии фашистской Германии, которая составляла основу противотанковых дивизионов и бригад. Под угрозой срыва оказались планы оснащения нужной материальной частью противотанковых подразделений вермахта.
Фирма "Фредерик Крупп" начала выпускасть штурмовые орудия с боевой рубкой от StuG 40 и ходовой частью танка PzKpfw IV, но они были достаточно дорогими, а танков Т-IV не хватало. Все осложнялось еще и тем, что к началу 1945 г. по расчетам армия нуждалась в не менее 1100 штук в месяц семидесятипяти-миллиметровых противотанковых САУ. Но по ряду причин, а также из-за сложностей и металлоемкости ни одна из серийных машин не могла выпускаться в таком количестве. Исследования уже существующих проектов уточнили, что ходовая часть и силовой агрегат САУ "Мардер III" являются освоенными и наиболее дешевыми, но бронирование ее было явно недостаточным. Хотя, массу боевой машины без значительного усложнения подвески позволяла увеличить ходовая часть.
Инженеры фирмы "ВММ" разработали эскиз легкой дешевой бронированной противотанковой САУ нового типа в августе-сентябре 1943 года, которая была вооружена безоткатным орудием, но, несмотря на возможность массового выпуска таких машин еще до бомбардировки в ноябре 1943 года, этот проект не вызывал интереса. В 1944 году союзники почти не подвергали налетам территорию Чехословакии, промышленность пока не пострадала, и производство штурмовых орудий на ее территории стало очень привлекательным.

Фирмой "ВММ" в конце ноября был получен официальный заказ с целью изготовления в течении месяца отложенный образец "штурмового орудия нового образца". 17 декабря были закончены проектные работы и деревянные модели новых вариантов машины были представлены "Heereswaffenamt" (Управление Вооружений Сухопутных Войск). Отличие этих вариантов между собой были в ходовой части и силовой установке. Первый был на базе танка PzKpfw 38 (t), в малоразмерной боевой рубке которого, с наклонным расположением броневых листов, монтировалось безоткатное 105-мм орудие, способное на дальности до 3500 м поразить броню любого вражеского танка. Второй - на шасси нового опытного разведывательного танка TNH nА, вооруженного 105-мм трубой - пусковым устройством противотанковых ракет, со скоростью до 900 м/с и 30-мм автоматической пушкой. Вариант, который по мнению экспертов сочетал удачные узлы одной и другой, являлся как бы серединой между предложенными версиями и был рекомендован в постройку. В качестве вооружения нового истребителя танков была утверждена 75-мм пушка РаК39 L/48, поставленная в серийное производство для среднего истребителя танков "Jagdpanzer IV" ,а безоткатное орудие и ракетная пушка не были отработаны.

Прототип САУ Sturmgeschutz nA
Прототип САУ "Sturmgeschutz nA", одобренный к постройке
27 января 1944 года был одобрен окончательный вариант САУ. Машина принята на вооружение, как "75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси PzKpfw 38(t)" (Sturmgeschutz nA mit 7,5 см РаК 39 L/48 Auf Fahzgestell PzKpfw 38 (t)). 1 апреля 1944 года. началось серийное производство. Вскоре САУ были переклассифицированы в легкие истребители танков и им был присвоен новый индекс "Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2)". 4 декабря 1944 года за ними было закреплено и собственное имя "Хетцер" ( Hetzer - егерь, прикармливающий зверя).
В машине было очень много принципиально новых конструктивных и технических решений, хотя проектировщики попытались максимально унифицировать ее с хорошо освоенными танком PzKpfw 38 (t) и легким истребителем танков "Marder III". Корпуса из броневых листов довольно большой толщины были изготовлены сваркой, а не на болтах - впервые для Чехословакии. Сварной корпус, кроме крыши боевого и моторного отделений, был монолитным и герметичным, и после освоения сварочных работ трудоемкость его изготовления по сравнению с клепанным снизилась почти в два раза. Носовая часть корпуса состояла из 2-х броневых листов толщиной 60-мм (по отечественным данным - 64-мм), установленных под большими углами наклона (60° - верхний и 40° - нижний). Борта "Хетцера" - 20-мм - также имели большие утлы наклона и потому неплохо защищали экипаж от пуль противотанковых ружей и снарядов малокалиберных (до 45-мм) пушек, а также от крупных снарядных и бомбовых осколков.
Компоновочная схема истребителя танков "Jagdpanzer 38 Hetzer"
Нажмите на схему для увеличения (откроется в новом окне)
Компоновочная схема истребителя танков Jagdpanzer 38 Hetzer
1 - 60-мм лобовая бронеплита, 2 - ствол пушки, 3 - маска пушки, 4 - шаровая установка орудия, 5 - карданная установка пушки, 6 - пулемет MG-34, 7 - укладка снарядов, - Н-мм потолочная бронеплита, 9 - двигатель "Прага" АE, 10 - выхлопная система, 11- вентилятор радиатора, 12 направляющее колесо, 13 - опорные катки, 14 - сидение заряжающего, 15 - карданный вал, 16 - сидение наводчика, 17 -патроны к пулемету, 18 - коробка передач.
Новой была и компоновка "Хетцера", так как впервые водитель машины располагался слева от продольной оси (в Чехословакии до войны была принята правосторонняя посадка механика-водителя танка). В затылок водителю, слева от орудия, размещались наводчик и заряжающий, а место командира САУ было за ограждением пушки у правого борта.
Для входа-выхода экипажа на крыше машины имелись два люка. Левый предназначался для водителя, наводчика и заряжающего, а правый - для командира. В целях удешевления серийной САУ первоначально она оборудовалась довольно малым набором средств наблюдения. Два перископа (часто устанавливался только один) обзора дороги имел механик-водитель; наводчик мог видеть местность только через перископический прицел "Sfl. Zfla", который имел малое поле зрения. У заряжающего был перископический прицел оборонительного пулемета, который можно было поворачивать вокруг вертикальной оси.
Итсребитель танков 
Истребитель танков 
Командир машины при открытом люке мог пользоваться стереотрубой, или выносным перископом. Когда крышка люка при вражеском обстреле бывала закрыта, то экипаж был лишен возможности обозревать окрестности по правому борту и корме танка (кроме пулеметного перископа).
75-мм самоходная противотанковая пушка РаК39/2 с длиной ствола 48 калибров устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа несколько правее продольной оси машины. Углы наведения орудия вправо-влево не совпадали (5° - влево и до 10° - вправо) из-за малых размеров боевого отделения при крупном казеннике пушки, а также несимметричной ее установки. Такое довольно крупное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение впервые в немецком и чехословацком танкостроении. Это стало возможным во многом благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка.
Истребитель танков Хетцер  
Истребитель танков Хетцер (Jagdpanzer 38 Hetzer Sd.Kfz.138/2)
В 1942 - 1943 гг. инженер К.Штольберг спроектировал эту рамку для орудия РаК39/РаК40, но какое-то время она доверия у военных не вызывала. Но после изучения советских САУ С-1 (СУ-76И), СУ-85 и СУ-152 летом 1943 года, которые имели подобные рамочные установки, немецкое руководство поверило в ее работоспособность. Сначала рамка была применена на средних истребителях танков "Jagdpanzer IV", "Panzer IV/70", а позже и на тяжелой "Ягдпантере".
Конструкторы пытались облегчить "Jagdpanzer 38", в связи с тем, что носовая часть ее была довольно сильно перегруженной (дифферент на нос, приводивший к проседанию носовой части до 8 - 10 см относительно кормы).
На крыше "Хетцер", над левым люком, был устанавлен оборонительный пулемет (с магазином емкостью 50 патронов), и был прикрыт от осколков уголковым щитком. Обслуживанием занимался заряжающий.
Двигатель Praga АЕ"Praga АЕ" - развитие шведского мотора "Scania-Vabis 1664", который по лицензии массово изготовлялся в Чехословакии, был установлен в силовом отделении САУ. Двигатель имел 6 цилиндров, был неприхотлив и имел хорошие эксплуатационные характеристики. Модификация "Praga АЕ" имела второй карбюратор, поднявший обороты с 2100 до 2500. Позволили поднять, наряду с увеличенными оборотами - его мощность со 130 л.с. до 160 л.с. (позднее - и до 176 л.с.) - увеличенная степень сжатия мотора.
На хорошем грунте "Хетцер" мог разгоняться до 40 км/ч. На проселочной дороге с твердым грунтом, как показали испытания трофейного "Хетцера" в СССР, "Jagdpanzer 38" смог развить скорость 46,8 км/ч. 2 топливны бака емкостью 220 и 100 литров обеспечивали машине запас хода по шоссе около 185 -195 километров.
Шасси прототипа САУ содержало элементы танка PzKpfw 38(t) с усиленными рессорами, но с началом серийного производства диаметр опорных катков был увеличен с 775-мм до 810-мм (в серийное производство были пущены катки танка TNH nА). Для улучшения маневренности колея САУ была расширена с 2140-мм до 2630-мм.
Цельносварной корпус состоял из каркаса набраного из тавровых и угловых профилей, к которым крепились бронеплиты. В конструкции корпуса применялись гетерогенные бронеплиты. Машина управлялась при помощи рычагов и педалей.
Днище бронекорпуса
Днище бронекорпуса истребителя танков "Хетцер"
В движение "Хетцер" приводился шестицилиндровым верхнеклапанным рядным двигателем жидкостного охлаждения типа "Praga EPA АС 2800" рабочим объемом 7754 см3 и мощностью 117,7 кВт (160 л.с.) при 2800 об/мин. Радиатор объемом около 50 литров распологался в кормовой части машины за двигателем. К радиатору вел воздухозаборник расположеняй на надмоторной плите. Кроме того "Хетцер" оснащался маслорадиатором (где охлаждалось как двигательное, так и трансмиссионное масло), а также системой запуска в морозы, которая позволяла заполнять систему охлаждения горячей водой. Емкость топливных баков составляла 320 литров, баки заправлялись через общую горловину. Расход топлива по шоссе составлял 180 литров на 100 км, а по бездорожью 250 литров на 100 км. Два топливных бака распологались вдоль бортов силового отделения, левый бак вмещал 220 литров, а правый 100 литров. По мере опустошения левого бака бензин перекачивался из правого бака в левый. Топливный насос "Solex" имел электрический привод, аварийный механический насос оснащался ручным приводом. Главный фрикцион сухой , многодисковой. Коробка передач "Praga-Wilson" планетарного типа, пять передач и задний ход. Крутящийся момент передавался с помощью конической передачи. Вал, соединяющий двигатель и коробку передач проходил по центру боевого отделения. Главный и вспомогательны тормоза, механического типа (ленточные).
Детали интерьера истребителя танков
Детали интерьера истребителя танков "Хетцер"
Рулевое управление "Praga-Wilson" планетарного типа. Бортовые передачи однорядные с внутреними зубъями. Внешнее зубчатое колесо бортовой передачи соеденялось с ведущим колесом напрямую. Такая конструкция бортовых передач позволяла передавать значительный крутящийся момент при сравнительно небольшом размере редуктора. Радиус разворота 4,54 метра.
Ходовая часть легкого истребителя танков "Хетцер" состояла из четырех опорных катков большого диаметра ( 825-мм). Катки были штамповаными из стального листа и крепились сначала 16-ю болтами, а потом заклепками. Каждое колесо попарно подвешивалось посредством листовидной ресоры. Первоначально ресора набиралась из стальных пластин толщиной 7-мм а затем пластин толщиной 9-мм.
Литое ведущее колесо располагалось в передней части машины. Диаметр колеса 535-мм, вдоль внешнего края колеса находилось два ряда по 19 зубьев. На корме распологался ленивец и механизм натяжения гусениц. Верхний отрезок гусеницы поддерживал единственный поддерживающий каток. Траки типа Kgs350/140 шириной 350-мм и шагом 140-мм были отлиты из марганцевого сплава. Одна гусеница состояла из 96 траков ( также использовались гусеницы из 98 траков). Была предусмотрена возможность надевание антипробуксовочных зубьев.
Электросеть выполнялась по одножильной схеме, напряжением 12В. Источником тока был генератор "Bosch" GQLN 30/12-900 и свинцовый аккумулятор "Bosch" емкостью 100А/ч. Стартер "Bosch" BPD 3/12 система зажигания "Bosch".Электрическое питание требовалось для подсветки прицела, клаксона, фары и путевого фонаря, радиостанции и спуска орудия.
"Хетцеры" оснащались радиостанциями типа FuG5 и FuGSpr f.
Выстрел самоходки
Снимок сделад с крыши самоходки сразу после выстрела
Главное вооружение состояло из пушки 7,5cm Pak39L/48 боекомплект 40-41 снаряд, и пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92 мм боекомплект 1200 патронов. Механизм наводки орудия обеспечивал сектор обстрела 5 градусов влево и 10 градусов вправо, при угле склонения/возвышения -6 гр. +12 гр. Шаровидная маска пушки болтами крепилась к лобовой броне. Через маску проходил ствол пушки. В вертикальной плоскости пушку удерживали две горизонтальные цапфы, а в гоизонтальной две вертикальные цапфы. Дополняли лафет два расположенных по диоганале карданных вала. Обычное для машин такой компоновки крепление пушки к полу отсутствовало.
Несимметричное положение пушки привело к неравномерной нагрузке правой стороны корпуса ( примерно на 850 кг), а также обусловило склонность машины к нырянию.
Пулемет размещался на подвижном основании, расположенном на крыше боевого отделения. Обслуживал пулемет заряжающий, который наводил его с помощью перескопа.
Истребитель танков Хетцер (Jagdpanzer 38 Hetzer Sd.Kfz.138/2)
Истребитель танков "Хетцер" ("Jagdpanzer 38 Hetzer "Sd.Kfz.138/2)
Место наводчика оборудовалось прицелом Sfl ZF 1, у командира машины был прицел SF 14Z . Место заряжающего оборудовалось перескопом с трех-кратным увеличением и углом зрения 8. Перед механиком водителем распологалась сдвоеная смотровая щель, расположеная в лобовой броне и защищеная бронестеклом. В боевых условиях экипаж машины имелочень ограниченое поле зрение в правой полусфере.
Oт своего прототипа серийные машины внешне отличались немного более грубой отделкой, иным размещением шанцевого инструмента, опорными катками диаметром 810-мм, и обрезанной бронировкой орудия. Кроме того, с конца месяца все выпускаемые САУ оборудовались оборонительным пулеметом с уголковым щитком (первые машины оборонительного пулемета не имели).
Летом САУ получила дополнительную заднюю створку к люку командира, который был первоначально одностворчатым. Добавились также два люка доступа к радиатору и топливной системе. Чтобы как-то компенсировать большие "слепые зоны" вокруг САУ, она была дополнена двумя фиксировано установленными перископами. Один был закреплен по левому борту машины и имел угол обзора около 200 град., а второй появился позади командирского люка в наклонной крыше для обзора назад. По по правому борту мертвая зона все-таки осталась.
Истребитель танков
Истребитель танков Хетцер (Jagdpanzer 38 Hetzer Sd.Kfz.138/2)
В июле-августе все серийные машины начали оборудовать устройствами для установки двухтонного крана, облегчающего демонтаж орудия, двигателя и трансмиссии, а несколько позднее на "Хетцер" начали в массовом порядке ставить необрезанную бронировку противооткатных приспособлений.
Тогда же начали применять опорные катки с центральным диском несколько увеличенного диаметра с 16 болтами, вместо 32 на прежних. Впрочем, разные серии САУ имели некоторые отличия в размерах и количестве крепежных отверстий и болтов.
В сентябре на всех вновь выпускаемых САУ начали усиливать подвеску передних катков, увеличив толщину листов рессор до 9-мм, в то время как толщина рессор задних катков осталась как и на машинах первых выпусков на уровне 7-мм.
В ноябре за счет более плотной компоновки боевого отделения боекомплект орудия удалось увеличить на 5 выстрелов. Кроме того, была установлена новая водяная помпа, а также дополнительный вентилятор, так как в маленьком внутреннем объеме САУ летом было очень жарко.
Jagdpanzer 38 Hetzer Sd.Kfz.138/2
Истребитель танков Хетцер (Jagdpanzer 38 Hetzer Sd.Kfz.138/2)
В январе 1945 г. новые "Хетцеры" начали получать улучшенный двигатель мощностью 176 (до 180) л.с. и усиленную КПП, а с марта САУ должна была оборудоваться многотопливным дизелем фирмы "Татра", уже опробованный на нескольких опытных машинах. Однако такая модификация серийно не выпускалась. Серийный выпуск "Jagdpanzer 38" (SdKfz 138/2) планировалось вести до конца июня 1945 г., когда он должен был быть заменен более совершенным "Jagdpanzer38 (d)".

Тактико-технические характеристики истребителя танков Хетцер
Боевая масса
16 т
Размеры:  
длина
4810 мм
ширина
2630 мм
высота
2200 мм
Экипаж
4 человека
Вооружение
1х75-мм пушка
1x7,92-мм пулемет
Боекомплект
40 снарядов
600 патронов
Бронирование:
лоб корпуса и рубки

60 мм
Тип двигателя
карбюраторный
Максимальная мощность
160 л.с
Максимальная скорость
38 км/час
Запас хода
180 км

Тактико-технические характеристики истребителя танков Хетцер
Panzerbefehlswagen 38.
Командирская разновидность линейной САУ. Серийно производилась с мая 1944 г. Отличалась установкой дополнительной радиостанции FU8 и уменьшенным боекомплектом орудия. Внешне легко отличалась по наличию второй антенны типа "метелка" (или "звезда"). Многие командирские машины не имели оборонительного пулемета, так как заряжающий обслуживал вторую радиостанцию.
Panzerbefehlswagen 38
Bergerpanzer 38.
Эта ремонтно-эвакуационная машина создавалась параллельно с истребителем танков. Ее масса составляла 14,5 т. Она имела открытый сверху пониженный корпус, пятитонную лебедку и двухтонный кран (были варианты с десятитонной лебедкой и усиленными балками крана). Для облегчения вытаскивания застрявших танков некоторые машины комплектовались откидным упором-сошником.
Машина не получила широкого распространения, так как позволяла эвакуировать только легкие (до 18 т) танки и САУ, каковых в немецкой армии 1944-1945 гг. осталось уже немного.
Ремонтно-эвакуационная машина Bergerpanzer 38.
Ремонтно-эвакуационная машина "Bergerpanzer 38".
Flammpanzer 38.
В декабре 1944 г. двадцать "Хетцеров" были переоборудованы в огнеметные танки, предназначенные для использования во время боев в городе. Вместо орудий они получили огнемет пневматического действия "Flammenwerfer 41" с пусковой трубой диаметром 14-мм. В боевом отделении располагался бак с огнесмесью емкостью 700 л., которого хватало на 87,5 сек. непрерывной работы. Огнемет имел дальность действия до 60 м.
Но боевое применение этих танков имело место не в городах, а в мелких населенных пунктах под Арденнами (на Западном фронте) и в Балатонской операции в районе канала Шарвиз (Венгрия) и было сочтено не вполне удачным.
Jagdpanzer 38(t) Hetzer (Fl) mit 14 mm Flammenwerfer
"Jagdpanzer 38(t) Hetzer" (Fl) mit 14 mm "Flammenwerfer"

Боевое применение истребителя танков "Jagdpanzer 38 Hetzer"

Эта, легкая боевая машина, как нельзя лучше приспособленная для массового производства, созданная чехословацкими и немецкими танкостроителями часто забывается, многими, кто интересуется бронетанковой техникой вермахта. Сами немцы довольно поздно поняли, что для борьбы с танковыми массами СССР и союзников нужны не "всесокрушающие" дорогие и капризные монстры, а небольшие и надежные истребители танков и боевые машины на их базе. Истребитель танков "Хетцер", стал своего рода шедевром немецкого танкостроения - дешевая в производстве и малозаметная боевая машина наносила ощутимый урон танковым частям Красной Армии и союзников.
В июле 1944 года первые "Хетцеры" начали поступать в немецкие войска. Распределение "Хетцеров" происходило по батальонам истребителей танков. Обычно, батальон располагал 45 машинами. Три роты по 14 машини и 3 машины в штабе батальона. Кроме отдельно создаваемых батальонов, "Хетцеры" поступали в состав противотанковых дивизионов различных стрелковых дивизий и дивизий войск СС. С начала 1945 г. начали формироваться отдельные противотанковые роты, оснащенные "Хетцерами", а отдельные взводы этих истребителей танков входили в импровизированные соединения создаваемые из моряков и фольксштурма. Часто эти боевые машины заменяли собой недостающие "Тигры" в отдельных батальонах тяжелых танков. Две роты легких истребителей танков этого типа находилось в составе Русской Освободительной Армии, воевавшей совместно с частями Вермахта, против Красной Армии.

Горящий истребитель танков "Хетцер"
САУ "Хетцер" широко применялись в боях за Восточую Пруссию, в Померании и Силезии, а также во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони, низкому силуэту, заимствованному у советских САУ, эта маленькая боевая еденица являлась отличным образцом противотанкового самоходного орудия, способного сражаться из засад, и быстро менять позицию. Однако его орудие явно уступало орудиям Т-34-85 и ИС-2, что делало невозможным применение данной САУ в артиллерийских дуэлях на длинных дистанциях. "Хетцер" был идеальным оружием только ближнего боя, при действиях из-засад.
Боевое крещение легкий истребитель танков "Хетцер" получил в составе 731-го и 734-го противотанковых дивизионов в июле 1944 года. Машина активно использовалась на всех фронтах до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ "Хетцер", из них 726 на Восточном фронте и 101 - на Западном.
Сравнительная диаграмма бронепробивной способности
истребителя танков “Хетцер” и танков союзников
Сравнительная диаграмма бронепробивной способности
Нажмите на схему для увеличения. Откроется в новом окне.
Из рассказа о первой встрече с немецким истребителем танков "Хетцер" гвардии капитана Масленникова Сергея Егоровича:
"Это было уже за Тиссой. Наш батальон, только что пополненный матчастью и личным составом, спешил догнать отступавших немцев и мадьяр. До переднего края было около десяти километров и мы, честно говоря, развесили уши, проезжая через какую-то деревеньку. Вдоль дороги параллельно нашей колонне бодро шагали пехотинцы в свежем обмундировании, пытавшиеся песней перекричать грохот гусениц. Мы уже почти обогнали головную роту этого батальона, когда танк командира нашей роты вдруг вспыхнул, как засорившийся примус. Следовавшая за ним вторая машина должна была отвалить в сторону, чтобы избежать столкновения, и в тот же миг ее башня окуталась облаком черного дыма. Пехотинцы разбежались после первого же разрыва, а мы, оставшиеся наедине с неведомым врагом, начали медленно отползать за дома, вращая башнями, как слепые котята.
Самым неприятным было то, что бронебойные снаряды вылетали, казалось бы из ниоткуда, и прежде, чем мы заметили противника, еще две наши "тридцатьчетверки" замерли среди поселка. Я заметил немцев только после того, как по башне моей машины, словно кувалдой, громыхнула рикошетировавшая болванка. Это были три маленькие самоходки, похожие на гробики, которые шустро вылетали из-за высокого каменного забора, и, плюнув в нас болванкой, так же быстро вновь скрывались за ним. Казалось, семь оставшихся в строю "тридцатьчетверок" быстро расколют своими восьмидесятипяти-миллиметровками броню этих махоньких каракатиц, но те вновь и вновь выскакивали из-за прикрытия и, послав в нас очередной снаряд, так же быстро скрывались за ним.
После получасовой дуэли на окраине деревеньки остались четыре сожженных остова наших танков, в полукилометре от которых застыл один подбитый "гробик" с раскрытыми люками. Так я впервые встретился с новой немецкой, боевой машиной, которую мы называли "оса" и которую считаю лучшей среди немецких самоходок. Как хорошо, что появилась она только в самом конце войны и не успела натворить много бед..."
Хетцер

 

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ Т-IV

"Jagdpanzer" IV (Sd.Kfz.162)
бронетехника германии
Эта самоходная установка разработана в 1942 г. в целях усиления противотанковой обороны, создана на базе танка Т-IV и имела весьма низкий сварной корпус с рациональным наклоном лобовых и бортовых броневых листов. Толщина лобовой брони была увеличена почти в полтора раза по сравнению с броней танка. Боевое отделение и отделение управления находились в передней части установки, силовое отделение - в задней ее части. Истребитель танков вооружался 75-мм противотанковой пушкой с длиной ствола 48 калибров, которая монтировалась на станке в боевом отделении. Снаружи пушка прикрывалась массивной литой маской.
 

Истребитель танков Jagdpanzer IV/70 в бою

Истребитель танков Jagdpanzer IV/70 в бою
Первые серийные "Jagdpanzer" IV/70/70 начали поступать в боевые части в августе 1944 года.
2 июля 1944 года Гитлер приказал приступить к формированию боевых групп, располагающих 30-40 танками и ротой самоходных орудий "Jagdpanzеr" IV/70. Вскоре таким группам подобрали название - танковые бригады. Мобильные танковые бригады предназначались для латания дыр на фронте и сдерживания наступающего противника до тех пор, пока не удастся восстановить сплошную линию обороны.
В составе танковой бригады обычно были три роты танков PzKpfw IV или V. а также рога "Panzer" IV/70. Рота истребителей танков формировалась согласно штатному расписанию KStN 1149 (fg) от 1 февраля 1944 года. Рота состояла из трех взводов по три машины в каждом взводе плюс два истребителя танков при штабе роты.
Также формировались отдельные дивизионы истребителей танков. Для них существовало штатное расписание KStN 1149 Ausf.А от 1 февраля 1944 года. Дивизион состоял из двух рот по 14 машин в каждой. Еще три "Jagdpanzer" IV/70 входило в состав штабной роты дивизиона. Таким образом, дивизион истребителей танков располагал 31 машиной.
В августе 1944 года из числа сформированных танковых бригад только 105-я, 106-я, 107-я, 108-я, 109-я и 110-я получили роту "Jagdpanzеr" IV/70(V). Истребители танков оказались достаточно эффективным оружием, особенно при обороне и в действиях из засады.
Очень быстро - в сентябре, октябре и ноябре - большинство бригад было расформировано. Освободившиеся машины использовали для пополнения других частей. Лишь две бригады: 106-я и 103-я - участвовали в боях в 1945 году.
Дивизион в составе дивизии состоял из двух poт по десять машин в каждой. Еше один истребитель танков находился при штабе дивизиона. Таким образом, дивизион истребителей танков в составе танковой дивизии располагал 21 машиной. "Jagdpanzer" IV/70 поступали на вооружение как формирующихся частей (I. SS Panzerjaeger Abteilung I. SS Panzer Division "Leibstandarte SS Adolf Hitler", так и уже сформированных частей, укомплектованных "Jagdpanzer" IV.
Кроме того,"Jagdpanzer" IV/70 часто использовали вместо танков в танковых батальонах. Например, "Jagdpanzer" IV/70(A) состояли на вооружении 8-й роты 6-го танкового полка 3-й танковой дивизии н 5-й роты 9-ю танкового полка 25-й танковой дивизии.
Один трофейный "Jagdpanzer" IV/70( V) (номер шасси 320662, номер пушки 1007), переданный со складов 3-го Белорусского фронта, использовался в составе болгарского 1-го дивизиона самоходных орудий. После войны 2 июня 1945 года машину отремонтировали в Венском арсенале и в августе 1945 года истребитель танков вернулся в Болгарию. В настоящее время машина находится в Софии.
Истребители танков "Jagdpanzer" IV, благодаря своему низкому силуэту, хорошему запасу хода и мощному вооружению пользовались популярностью у экипажей. "Ягдпанцер" был трудной целью и опасным противником, особенно когда его применяли в обороне. Вооружение машины позволяло эффективно бороться со всеми танками противника на дальних дистанциях, исключая машины ИС-2. Главным недостатком истребителя танка было отсутствие башни, хотя в оборонительных боях этот недостаток ощушался не очень остро. Хотя "Jagdpanzer" IV был удачной машиной, он появился слишком поздно и был выпущен в слишком малых количествах, чтобы как-либо заметно повлиять на ход войны.

 

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ "ЯГДПАНТЕРА"

Panzerjager 8,8 cm auf Panther I (до 29.11.1943 года)
Sd.Kfz. 173 Panzerjager V "Jagdpanther"
Истребитель танков
Наряду с созданием среднего танка Т-V "Пантера" был разработан так называемый истребитель танков "Ягдпантера", у которого в неподвижном боевом отделении противоснарядного бронирования была установлена более мощная, чем на танке, артсистема - 88-мм полуавтоматическая пушка с длиной ствола 71 калибр. Подкалиберный снаряд этой пушки имел начальную скорость 1000 м/с и на расстоянии 1000 м пробивал броню толщиной 100-мм-200-мм. Такой же пушкой вооружались тяжелые танки Т-VIВ "Королевский тигр". Просторный безбашенный корпус истребителя танков был выполнен с целесообразным наклоном броневых листов. По своему внешнему виду он напоминал корпуса советских самоходных установок СУ-85 и СУ-100.
 
Истребитель танков

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ "ФЕРДИНАНД" ("ЭЛЕФАНТ")

8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) - Sturmgeschütz mit 8,8 cm PaK 43/2 - Sd.Kfz.184
Танк-истребитель "Элефант", известный также под названием "Фердинанд", сконструирован на базе опытного образца VK 4501(Р) танка T-VI Н "Тигр". Этот вариант танка "Тигр" разрабатывала фирма "Порше", однако предпочтение было отдано конструкции фирмы "Хеншель", а изготовленные 90 экземпляров шасси VК 4501(Р) было решено переделать в истребители танков. Над отделением управления и боевым отделением была смонтирована бронированная рубка, в которой устанавливалось мощное 88-мм полуавтоматическое орудие с длиной ствола 71 калибр. Орудие было направлено в сторону кормовой части шасси, ставшей теперь передней частью самоходной установки.
 
Ягдтигр

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ "ЯГДТИГР"

Panzerjäger Tiger - Sd.Kfz.186 Jagdpanzer VI Ausf.B Jagdtiger
Истребитель танков "Ягдтигр" создан на базе тяжелого танка Т-VI В "Королевский тигр". Его корпус выполнен с примерно такой же конфигурацией, что и у танка-истребителя "Ягдпантера". Этот истребитель танков был вооружен 128-мм полуавтоматической зенитной пушкой без дульного тормоза. Начальная скорость ее бронебойного снаряда составляла 920 м/сек. Хотя пушка была рассчитана на использование выстрелов раздельного заряжания, скорострельность ее была довольно высока: 3-5 выстрелов в минуту. Кроме орудия, истребитель танков имел 7,92-мм пулемет, установленный в шаровой опоре в лобовом листе корпуса.
Истребитель танков "Ягдтигр" имел исключительно сильное бронирование: лоб корпуса - 150-мм, лоб рубки - 250-мм, боковые стенки корпуса и рубки - 80-мм. Вследствие этого, вес машины достиг 70 т и она стала самой тяжелой серийной боевой машиной второй мировой войны. Столь большой вес отрицательно сказался на ее подвижности, большие нагрузки на ходовую часть вызывали ее поломки.
 

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ "ШТУРЕР ЭМИЛЬ " ("УПРЯМЫЙ ЭМИЛЬ ")

12,8 cm PaK 40 L/61 Henschel Selbstfahrlafette auf VK-3001(Н) "Sturer Emil"
германский истребитель танков
История этого мощного самоходного орудия немецких панцерваффе начиналась еще в 1941 году, точнее 25 мая 1941 года, когда на совещании в городе Бергхофф было принято решение построить в качетсве эксперимента по две 105-мм и 128-мм самоходки для борьбы с "британскими тяжелыми танками", встретится с которыми немцы планировали в ходе операции "Seelowe" - при планируемой высадке на Британских островах. Но, от этих планов вторжения на туманный альбион отказались, и проект ненадолго закрыли.
Однако об этом экспериментальным самоходном противотанковом орудием времен Второй мировой войны не забыли. Когда 22 июня 1941 года началась операция "Barbarossa" (нападение на СССР), доселе непобедимые немецкие солдаты встретились с советскими танками Т-34 и КВ. Если против русских средних танков второй мировой войны Т-34 еще удавалось с горем пополам бороться, то против советских тяжелых танков КВ можно было противопоставить только Люфтваффовские Flak-18 88-mm. Срочно нужно было оружие, способное противостоять советским средним и тяжелым танкам. Вспомнили про 105-мм и 128-мм самоходки. В середине 1941 года фирмам "Henshel und Sonh" и "Rheinmetall AG" выдали заказ на разработку самоходного лафета (Selbsfarhlafette) для 105-мм и для 128-мм противотанковых пушек. Для 105-мм пушки быстро приспособили шасси Pz.Kpfw.IV ausf.D - так появилось на свет 105-мм самоходное орудие Dicker Max. Но для 128-мм орудия K-44, вес которого составлял целых 7 (семь!) тонн шасси Pz.Kpfw.IV не подходило - оно просто не выдержало бы его веса.
Пришлось использовать шасси экспирементального танка VK-3001(H) фирмы "Хеншель" – танк, который мог стать основным танком Рейха, если бы не Pz.Kpfw.IV. Но и с этим шасси возникла проблема - по весу корпус выдерживал 128-мм орудие, но тогда не оставалось места для экипажа. Для этого 2 из 6 существующих шасси были удлинены примерно в два раза,количество опорных катков увеличили на 4 катка, самоходка получила открытую сверху рубку с лобовой броней в 45-мм.
самоходный истребитель танков
Экспериментальный тяжелый немецкий истребитель танков "Sturer Emil"
Позже, на фронте, за ней закрепилось название "Sturer Emil" (Упрямый Эмиль) за частые поломки. Вместе с 2-мя САУ Dicker Max один опытный экземпляр был отправлен на Восточный фронт в составе 521 Pz.Jag.Abt (батальон самоходных истребителей танков), вооруженным легкими САУ Panzerjaeger 1.
боковая проекция самоходки
Немецкий истребитель танков "Sturer Emil" вид сбоку
Основное вооружение - 128-мм пушка PaK 40 L/61, которая в 1939 году была разработано на базе 128-мм зенитного орудия FlaK 40. С августа 1941 по март 1942 года Rheinmetall-Borsig и Henschel изготовили два прототипа, которые прошли боевые испытания в СССР в середине 1942 года.
документальное фото истребителя танков
Фотография сделанная во время Второй Мировой войны САУ "Штурер Эмиль"
Прототипы показали неплохие результаты, но проект был закрыт, так как производство танка Tiger было признано приоритетным. Однако все-таки создали две единицы самоходной установки на шасси прототипа тяжелого танка Henschel VK-3001 (разработка которого была прекращена после разработки танка "Тигр") и вооружено пушкой Rheinmetall 12,8 см KL/61 (12,8 см Flak 40). Орудие самоходки могло поворачиваться на 7° в каждую сторону, углы наводки в вертикальной плоскости составляли от - 15 ° до + 10 °.
Задняя и передняя проекции САУ "Sturer Emil"
маленькое фото задней проекции сау
маленькое фото передней проекции сау
Боекомплект для пушки составлял 18 выстрелов. Шасси осталось от отмененного VK-3001, но корпус был удленнен и дополнительное колесо было добавлено для размещения огромного орудия, которое был размещено на постаменте перед двигателем.
верхняя проекция самоходного орудия
Вид сверху на немецкий тяжелый истребитель танков "Sturer Emil"
Большая рубка, с открытым верхом, была построена вместо башни. Этим тяжёлым САУ, вооружённым 128-мм зенитными пушками, прошли войсковые испытания в 1942 году. Две построенные немецкие тяжелые самоходные установки времен Второй Мировой войны (с личными именами "Макс" и "Мориц"), применялись на Восточном фронте в качестве истребителей тяжелых советских танков КВ-1 и КВ-2.
самоходка штурер эмиль
Документальный снимок немецкого самоходного орудия "Упрямый Эмиль"
Один из прототипов (из второй танковой дивизии) был уничтожен в бою, а второй был захвачен Красной Армией зимой 1943 года и был в составе трофейного оружия, выставленного на всеобщее обозрение в 1943 и 1944 годах.
тяжелый истребитель танков
Немецкий тяжелый истребитель танков "Sturer Emil"
По своим характеристикам машина оказалось неоднозначной - с одной стороны, ее 128-мм пушка могла пробить навылет любой советский танк (всего за время службы экипаж САУ уничтожил 31 советский танк по другим данным 22), с другой - шасси было слишком перегружено,огромную проблему представлял ремонт двигателя, так-как он оказался прядо под орудием, машина была очень медлительна, орудие имело очень ограниенные углы разворота, боекомплект составлял всего 18 выстрелов.
документальный снимок немецкого истребителя танков
Документальное фото тяжелого немецкого истребителя танков "Sturer Emil"
По разумным причинам машина в серию не пошла. Именно из-за сложности ремонта машину бросили зимой 1942-43 годов в ходе компании под Сталинградом, данная самоходка была найдена советскимим солдатами и ныне экспонируется в музее НИИ БТТ Кубинка.
документальный фотоснимок самоходки
Документальный снимок тяжелых немецких истребителей танков "Sturer Emil"
Sturer-Emil
Экипаж, человек
5
Боевая масса, тонн
35
Длина, метров
9,7
Ширина, метров
3,16
Высота, метров
2,7
Клиренс, метров
0,45
Вооружение
пушка, мм
КW-40 калибра 128
пулеметы, мм
1 x MG-34
выстрелов пушки
18
Бронирование
лоб корпуса, мм
50
лоб рубки, мм
50
борт корпуса, мм
30
борт рубки, мм
30
Двигатель , л.с
Майбах HL 116, 300
Запас хода, км
160
Скорость максимальная, км/час
20

Комментариев нет:

Отправить комментарий